среда, 3 июля 2019 г.

Акцизы 2007-2014

Сегодня мы обзорно пройдем 7 лет продолжения издевательства над украинским законодательством. Почему обзорно, потому что значительных изменений ставок практически не было за это время и заострять на каждом отдельном изменении выделяя под него целую статью не видим смысла, но при этом были внесены новые категории подакцизных товаров связанных с транспортом.


2006 год

В конце 2006 года до наших парламентариев дошло, что колеса для легковых автомобилей это все таки не подакцизный товар и исключили его из списка,
приняв Закон Украины “Про внесення змін до деяких законодавчих актів України з питань оподаткування” 398-V от 30.11.2006. Но при этом внесли в список подакцизных товаров автомобильные кузова. Правда гениальное решение? Кузов-роскошь ))) Инициатором такого интересного решения были Виктор Федорович Янукович и Микола Янович Азиров(да-да, Юля стала опять попередником), все это прошло через профильный комитет финансов и банковской деятельности, который по прежнему возглавлял Петр Алексеевич Порошенко.

В результате люди покупавшие автомобили собранные в Украине платили акциз и за кузов и за автомобиль. Двойное налогообложение? Конечно же нет ))) Они просто заботились о наполнении бюджета и надеялись заблокировать серый импорт б/у автомобилей под документы.

Стоит отметить, что в пояснительной записке нет ни слова о целесообразности или нужды в таких изменениях, а также чем продиктовано такое гениальное решение “АКЦИЗ НА КУЗОВА”, за которое проголосовали и Святаш, и Васадзе, но не Порошенко.

Пытливый читатель скажет: так там акцизу, на кузова для заводов, всего-то было на 200 гривен. Это действительно так, на тот момент это было всего 30 евро. Но как бывает в нашем государстве, дай парламентариям создать новый налог, и они его раздуют в связи с государственной необходимостью.

На данный момент акциз на кузова для промышленной сборки составляет 218 Евро, что в 7 раз больше от первоначального. Также если вы заметили, то уже на тот момент было заложено налоговое неравенство и для кузовов - разница между кузовами для заводов и другими кузовами составляла 20 раз. Именно поэтому одна из причин, почему мы выступаем за отмену акцизов для транспортных средств и кузовов - чтоб впоследствии не было вот таких вот манипуляций - “был бы закон, а правки мы к нему напишем”.

2008 год

В конце 2008 года у власти опять оказалась пара ЮВТ (Премьер-министр) и Терьохин (Комитет налоговой и таможенной политики). Они решили немного поднять акцизы для новых автомобилей, в 1,5-4 раза. Несмотря на такую размерность в абсолютных цифрах акцизы особо не изменилось )))
Во-первых, для того же Ланоса объемом двигателя 1500 куб см акциз составил 45 евро, а до повышения он был 30 евро. Для Гольфа двигателем 1800 куб см до повышения акциз был 54 евро, после повышения стал 270 евро. Все это на фоне общей стоимости НОВОГО автомобиля выглядит незначительно, и составляет не более нескольких процентов от стоимости

Во-вторых эти ставки все равно были в 2-5 раз меньше тех ставок, которые действовали в 2004 году ))

В-третьих. Акцизные ставки для б/у автомобилей все также оставались в разы выше, чем для новых автомобилей и могли достигать 2-3 стоимостей самого автомобиля, и все это приводило к налоговому неравенству - богатые богатеют, бедные беднеют.

Единственные транспортные средства, которые получили значительное повышение (в 10 раз) это новые высококубатурные легковые авто, им обратно вернули ставки 2004 год - 1 евро за куб.см( для б/у авто акциз все так же составлял 3,5 евро за 1 куб. см)  И хоть страна вошла "по самое немогу" во всемирный финансовый кризис, как вы успели заметить, ЮВТ не сильно спешила забирать те преференции, что были даны в жирные времена для тройки Васадзе, Порошенко, Святаш.

Кстати, в пояснительной записке опять ни слова об изменениях в акцизах на автомобили ))) Зато очень красочно и вполне логично описаны причины поднятия акцизов на табачные изделия и алкоголь.

2010-2013 годы

В конце 2010 года власть опять находилась у “попередников” - во главе Правительства опять был господин Азиров, Кабинет которого инициировал принятие Налогового кодекса. Все налоги и сборы, которые были до этого разбросаны по всему Украинскому законодательству теперь собирались в одном месте. Что касательно акцизов на легковые автомобили и кузова, то согласно пояснительной записке наши законодатели продолжили производить подмену понятия начатую еще Дмитрием Святашем в 2007 году - акцизы на автомобили это забота об экологии, а не защита отечественного автосборщика, как это было вплоть до 2007 года.

В конце 2011 года произошло очередное повышение акцизов на б/у автомобили. Вы спросите куда ж еще больше? Но видимо еще были единицы коллекционеров, которые завозили эти редкие б/у автомобили возрастом старше 5 лет по сумасшедшим акцизам и с уплатой сбора за первую регистрацию. Инициаторами Закона Украины “Про внесення змін до Податкового кодексу України щодо перегляду ставок деяких податків і зборів” (№4235-VI от 22.12.2011) были два регионала Каракай и известный депутат-сепаратист Олег “Волынская резня” Царев. Согласно Пояснительной записке указано: “Метою прийняття проекту є зміна ставок (індексація) деяких податків і зборів, визначених в абсолютних значеннях.” Индексация ставок в евро. Делайте выводы сами.

2014 год

В начале 2014 года Правительство Яценюка, регистрирует законопроект “Про запобігання фінансової катастрофи та створення передумов для економічного зростання в Україні” и увеличивает ставки для новых автомобилей в 2 раза. Большинство ставок акциза на новые автомобили даже после принятия этого законопроекта все равно остались в 2-6 раз ниже ставок 2004 года. Также спасая экономику страны, Яценюк сделал предметом роскоши еще и мопед, приравняв его к автомобилю: “встановити  ставки  акцизного податку на мотоцикли об’ємом двигуна до 0,5 л на рівні 0,06 євро за 1 см. куб. (як найнижча запропонована ставка на автомобілі)”

В конце 2014 году “благодаря”, все того же, Правительства Яценюка и главе Минфина Наталье Яресько, произошло зрадопереможное пробитие дна, которое поддержала Верховная Рада. Как это стало уже традицией, в канун нового года, наши парламентарии начинают лихорадочно менять налоговое законодательство. 28.12.2014 Верховная Рада Украины принимает Закон Украины “Про внесення змін до Податкового кодексу України та деяких законів України (щодо податкової реформи)” (71-VIII від 28.12.2014), который кроме всего прочего еще предусматривал отмену сбора за первую регистрацию ДЛЯ ВСЕХ ВИДОВ НАЗЕМНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ (включая лодки и яхты), и увеличение акцизных ставок для легковых и грузовых автомобилей (по факту просто объединение сбора за первую регистрацию и акциза)

Если вы загляните в Пояснительную записку к законопроекту, то вы, как обычно, нигде и  ничего не найдете на тему целесообразности изменения налогового законодательства для транспортных средств. Приблизительно понять, что вообще происходит, можно из Выводов к законопроекту Комитета налоговой и таможенной политики ВРУ за подписью Нины Петровны Южаниной. Согласно отчету, целью такой налогового кульбида, по идее Натальи Яресько, было уменьшение количества налогов, что позволило бы упростить их администрирование. В чем же заключается это самая зрада-перемога, и где пробитие дна?

Как мы уже писали в прошлой статье, благодаря Дмитрию Святашу понятие сбора за первую регистрацию автомобиля было введено в 2007 году для защиты своего автобизнеса, а также бизнеса ведущих автомагнатов, Порошенко и Васадзе.
За основу ставок сбора за первую регистрацию для новых и автомобилей не старше 8 лет, были взяты ставки ежегодного автомобильного сбора, а для авто старше 8 лет ежегодные ставки помноженные на повышающий коэффициент. После отмены коррупционного ТО и ежегодного автомобильного сбора, сбор за первую регистрацию, становился необоснованным, избыточным и по факту дублирующий все те же акцизы, которые были введены автолоббистами, чтобы монополизировать авторынок и продавать свои автомобили по приемлемым для них ценам. По правильному этот сбор должен был быть отменен вместе с отменой ТО и ежегодным транспортным сбором, но как мы помним, на тот момент наша тройка автомагнатов считала, что они на коне, и насиловать законодательство можно без особых последствий для своей политической карьеры, поэтому сбор за первую регистрацию просуществовал еще 4 года.

И вот в чем зрада-перемога: с одной стороны убран избыточный налог, который мог позволить в будущем манипулировать автолоббистам, а с другой стороны, сбор за первую регистрацию был убран только с водных транспортных средств. Сбор за первую регистрацию легковых автомобилей,  грузовиков и автобусов был перенесен в акциз. В результате такой нехитрой манипуляции, у нас еще и грузовики с автобусами стали предметом роскоши, высокорентабельным товаром, особенно б/у ))) То, что не пришло на ум  сделать автолоббисту Святашу(это реально треш обложить акцизом автобусы и грузовики), сделала команда реформаторов во главе с Арсением Петровичем.  И в этом есть пробитие ДНА. Кстати, и для автобусов с грузовиками применяются в зависимости от возраста повышающие коэффициенты уже в акцизах:
Для автобусов:  “Ставки податку для транспортних засобів, що використовувалися понад 8 років і відповідають коду 8702 згідно з УКТ ЗЕД, застосовуються з коефіцієнтом 50;”
Для грузовиков: “Ставки податку для транспортних засобів, що відповідають коду 8704 згідно з УКТ ЗЕД, застосовуються для автомобілів, що використовувалися з 5 до 8 років з коефіцієнтом 40 для автомобілів, що використовувалися понад 8 років з коефіцієнтом - 50.”

В результате этих нововведений на данный момент при покупке и первой регистрации коммерческого транспорта, собственник должен будет заплатить акциза в несколько раз больше, чем при существовавшем сборе за первую регистрацию. И эти манипуляции были сделаны несмотря на то, что по состоянию на конец 2014 год все автопроизводители были уже в агонии, а Кременчугский автосборочный завод Святаша остановился полностью и в 2015 году был признан банкротом. Поддержка малого и среднего бизнеса видна невооруженным взглядом.

За данный законопроект проголосовали все автолоббисты Порошенко-младший, Святаш, и запорожский депутат от БПП Фролов, который по факту лоббирует интересы Васадзе.

Подытожим:

конец 2006 года - упразднение акциза на шины, введение акциза на автомобильные кузова
конец 2008 года - повышение акцизов
конец 2010 года - продолжается подмена понятий целесобразности акцизов
конец 2011 года - повышение акцизов
начало 2014 год - повышение акцизов
конец 2014 год - перенос ставок из сбора за первую регистрацию(взымались в гривне), в акцизы (взымаются в евро)

Как видите наших автолоббистов ни на минуту не оставляло желание изменить, ужесточить и извратить автомобильное законодательство. И это мы рассказали только об акцизах и немного коснулись сбора за первую регистрацию, а были еще таможенные пошлины, которые в некоторые года перевалили за 20%, были также и спец. пошлины на импорт автомобилей, утилизационный сбор и куча преференций для автомагнатов. Если это все собрать до кучи, то мы увидим, что автомобильное законодательство переписывалось если не каждые полгода, то каждый год точно в течении 27 лет. И несмотря на все титанические усилия наших автолоббистов обмануть экономику, их предприятия все равно остановились, а некоторые из них были полностью ликвидированы как юридические лица.

В завершении этой статьи, хочется напомнить цитату великого автомобильного промышленника Генри Форда:
“Не обращай внимания на конкуренцию. Пусть работает тот, кто лучше справляется с делом. Попытка расстроить чьи-либо дела — преступление, ибо она означает попытку расстроить в погоне за наживой жизнь другого человека и установить взамен здравого разума господство силы.”

Продолжение следует…

-----------------------------------------------------

Статьи из цикла:
1. Акцизы 1992 год
https://www.facebook.com/VLMauto.v2/videos/2075973712649541/

2. Акцизы 1993 - 1996
https://www.facebook.com/VLMauto.v2/photos/a.1913086768938237.1073741828.1913039308942983/2079833258930253/?type=3

3. Акцизы 1996-2000
https://www.facebook.com/VLMauto.v2/photos/a.1913086768938237.1073741828.1913039308942983/2087053754874870/?type=3

4. Акцизы 2000-2001
https://www.facebook.com/VLMauto.v2/videos/2090712304509015/

5. Акцизы 2005 год Афера десятилетия
https://www.facebook.com/VLMauto.v2/posts/2093363630910549

6. Появление сбора за первую регистрацию
https://www.facebook.com/VLMauto.v2/posts/2097069983873247

>7. Акцизы 2007-2014
https://www.facebook.com/VLMauto.v2/photos/a.1913086768938237.1073741828.1913039308942983/2100329603547285/?type=3

8. Как нам не отменили акциз. Петиции. Начало
https://www.facebook.com/VLMauto.v2/posts/2102613786652200

9. Как нам не отменили акциз. Ответы МЭРТ, ДФС, МинФина на первую Петицию
https://www.facebook.com/VLMauto.v2/posts/2104487909798121

10. Как нам не отменили акциз. Ответ МЭРТ для Минфина по второй Петиции
https://www.facebook.com/VLMauto.v2/posts/2105873532992892

11. Как нам не отменили акциз. Ответ ДФС для Минфина по второй Петиции
https://www.facebook.com/VLMauto.v2/posts/2109463805967198

12. Как нам не отменили акциз. Ответ Минфина для КМУ по второй Петиции
https://www.facebook.com/VLMauto.v2/posts/2116443091935936

-------------------------------------------------------------

Источники:
Закон Украины “Про внесення змін до деяких законодавчих актів України з питань оподаткування” 398-V от 30.11.2006.
http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/398-16/ed20070101

2. Закон Украины “Про внесення змін до деяких законів України з питань акцизного збору” 797-VI від 25.12.2008
http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/797-17/ed20090110

3. Податковий кодекс України
http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/2755-17/ed20101202

4. Закон Украины “Про внесення змін до Податкового кодексу України щодо перегляду ставок деяких податків і зборів”4235-VI від 22.12.2011
http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/4235-17

5. Закон Украины “Про запобігання фінансової катастрофи та створення передумов для економічного зростання в Україні” 1166-VII від 27.03.2014
http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/1166-18/ed20140327

6. Закон Украины “Про внесення змін до Податкового кодексу України та деяких законів України (щодо податкової реформи)” 71-VIII від 28.12.2014
http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/71-19/page5